После того как я налетал на модели паралёта Telega-3 более 4ч с двумя разными крыльями Vegas и eGo Chipper XL (а также несколько вылетов на кайтоглайдере Cirrus Pro 3m2 на электротяге) стало очевидным что достаточно простая конструкция телеги паралёта не удовлетворяет моим требованиям к настраиваемости, удобству использования и возможностям развития на будущее.
Фото Telega-3 на бензотяге (с приборным боксом от электроверсии):
Основные недостатки данного проекта, выявленные в процессе эксплуатации:
- Невозможность регулирования угла выкоса мотора(моторного модуля) одновременно с кольцом ограждения, так как ограждение крепится в выступающие отрезки трубок на раме телеги, которые делались под нулевые углы выкоса. При изменении положения двигателя плоскость вращающегося винта выйдет за пределы кольца что недопустимо.
- В силу невозможности менять углы выкоса, невозможно бороться этим простым способом с реактивным крутящим моментом, который на такой модели очень велик и изрядно портит жизнь. Борьба с реактивным моментом была только за счет триммирования концов на крыле (затягивал в плюс левые концы), что влияло на полет под тягой и без, и притормаживало крыло.
- Дизайн телеги делался изначально под электротягу, а бензиновая не очень удачно умещалась на монтажных площадках.
- Телега варилась обычным электродом, очень грубо, вид был не очень презентабельный.
- Одно кольцо ограждения на тонких(4мм) проволочных стойках легко деформировалось при падениях.
- Из-за замкнутой конструкции с полными дугами, сходящимися у передней ступицы (оси) стойки шасси не было возможности разместить удобное крепление для камеры GoPro без перекрытия части вида.
Надо сказать что борьба с реактивным моментом(переменно удачная, скорее нет) и явился тем самым спусковым крючком к тому чтобы создать совершенно новый и оригинальный проект телеги для новой модели паралёта и вдобавок под новое крыло eGo Chipper XL Deluxe. Сильнейший реактивный крутящий момент я пытался купировать на Телеге-3 с помощью разного триммирования крыла слева и справа(притормаживая левую консоль), путем смещения точки подцепа одного из концов относительно другого (имитация выкоса мотора). Однако все мероприятия были неполными и неверными, так как триммирование не дает пропорциональную уровню тяги компенсацию момента (она постоянная), а смещение концов невозможно точно настроить.
Таким образом было принято решение о постройке принципиально новой телеги как конструктивно так и идеологически, и вдобавок в пару к новой модели крыла eGo Chipper XL Deluxe.
Новая модель паратрайка Trike-Z, была задумана по новому принципу — принцип раздельных модулей. Весь трайк делится на шесть модулей:
- Основа трайка — базис. Это центральная балка со ступицей передней стойки шасси, кубическая пространственная рама агрегатного отсека, подцепы и площадки крепления основной стойки шасси. На дне рамы расположена удобная плата-органайзер для крепления топливной системы и приборного бокса, а также площадки для крепления серв клевант.
- Моторный модуль для крепления мотора на его алюминиевых Т-образных стойках. На болтах крепления мотора также закреплена пластина с размещенной сервой газа и (с обратной стороны) блока зажигания.
- Модуль ограждения, который крепится непосредственно на моторный модуль.
- Приборный бокс — тканевый кофр, в котором размещается приемник, АКБ зажигания и бортовой АКБ, KillSwitch зажигания, Вольт-развязка для раздельного питания приемника(через 5В-регулятор) и высоковольных серв клевант напрямую от 2s LiPo.
- Модуль пилота — тканево-фанерная конструкция-кресло для размещения фигурки пилота и камеры GoPro.
- Основная стойка шасси, которая крепится к нижней части базиса трайка с разрывным элементом (фанерные пластинки).
Общий дизайн трайка
БАЗИС ТРАЙКА
Вся конструкция трайка сваривалась из нержавеющей трубы 10 х 1 мм при помощи инвертора в защитной среде аргона, потому качество сварки по сравнению с Телегой-3 повысилось многократно. Также за счет возможности варить очень тонкие детали, удалось реализовать все силовые крепления (шасси, ограждения, моторного модуля) без применения сверловки труб и использования фанеры.
Конструкция базиса трайка полуоткрытая:
Кубическая рама задней части базиса имеет рога-рельсы для размещения подцепов свободных концов крыла, аналогично как это было на Телеге-3. Длина подцепных рельс позволяет регулировать ЦТ модели во всех ее комплектациях навесным оборудованием. Также в пределах куба базиса размещается почти все оборудование, которое физически защищается рамой.
Задняя сторона базиса имеет поперечные планки жесткости для крепления к ним моторного модуля, спереди поперечная планка жесткости предназначена для верхнего крепления модуля пилота(кресла) аналогично тому как это делается на взрослых парамоторах.
МОТОРНЫЙ МОДУЛЬ
Представляет собой Н-образную сварную деталь с двумя перекладинами, имеющую на себе уши крепления моторамы двигателя, и короткие отрезки трубы для установки модуля ограждения. К базису моторный модуль крепится четырьмя металлическими хомутами. За счет смещения относительно оси трайка (центра подцепа) или подкладыванием на правую сторону подкладок между трубками модуля и планками жесткости базиса, можно обеспечить любой угол выкоса. Связанное с моторным модулем ограждение будет также поворачиваться не меняя своего положения относительно оси двигателя.
Для фиксации удлиненного выпускного патрубка глушителя (для защиты агрегатов от выхлопа) на моторный модуль приварен шток с площадкой крепления трубы (стальным хомутом).
МОДУЛЬ ОГРАЖДЕНИЯ
Ограждение в новом трайке было решено варить двухкольцевым из той же трубы что и базис трайка. Только крепление было решено сделать 4мм прутками как это было сделано на ограждении Телеги-3, так как этот способ крепления оказался очень удобным и простым в эксплуатации. Ограждение входит короткими ножками П-образной детали в соответствующие отрезки трубы на моторном модуле и притягивается к нему четырьмя липучками (аналогично и во взрослых паралётах и парамоторах)
ПРИБОРНЫЙ БОКС
Так как я был в достаточной мере недоволен размещением выключателей борта и индикации на старой Телеге-3, где все это было на кресле пилота на его спинке, в новом проекте я решил разделить средства управления бортом и индикации (выключатели, тахометр, светодиоды режимов) и собственно размещение электрооборудования. Для средств управления и индикации было решено изготовление стационарной приборной панели на ее законном месте — спереди от кресла пилота, а приборный бокс выполнить в виде полужесткого кофра (рундука) связанного со всеми потребителями жгутами электропроводки (часть которой проходит по центральной трубе базиса трайка сразу в приборную панель.
Рундук изготовлен из защищенной ткани с полужесткими вставками для обеспечения формы бокса, все коммуникации объединены в 2 шланга в защитной сетке
Приборный бокс вместе с топливной системой размещается на плате-органайзере на базисе. Все закрепляется липучками, которые быстро и легко отстегивать и снимать бокс для обслуживания.
Топливная система вертолетного типа с промежуточным расходным бачком. основной бак на 12 унций и расходный на 2 унции. Применение такой системы питания двигателя обусловлено тем что парамодель движется очень медленно по сравнению с другими типами авиамоделей и может иметь значительные отклонения по тангажу и крену продолжительное время. В случае обычной системы питания весьма вероятно что искатель не будет находиться в жидкости и беспрерывно питать двигатель. Основной бак ориентирован обычно (по самолетному), расходный бак ориентирован вертикально.
МОДУЛЬ ПИЛОТА
Изначально модуль пилота предполагалось сделать с встроенным гнездом для вставки в него приборного бокса в случае использования модели без гироподвеса (взамен кресла пилота) — именно для этого бокс делался с достаточно длинными шлангами проводки, однако развесовка получилась таковой что приборный бокс мог стоять на органайзере в кубической раме базиса постоянно, не мешая менять конфигурацию обвеса трайка.
Для размещения фигурки пилота было решено сделать упрощенное кресло с фанерной пластиной-сидушкой, в которой закреплено стационарное крепление для GoPro.
СТОЙКА ШАССИ
По традиции я стойки шасси на все проекты(кроме Kamikace Compact) делаю из сварных каленых прутков 4-6мм и в большинстве случаев с возможностью безопасного отрыва стойки от модели, то есть с разрывным фанерным элементом. Для крепления на нижней стороне базиса трайка из нержавейки были сделаны направляющие для фиксации положения дуг стойки, а на трубах сверху были приварены гайки для крепежных болтов М6.
Передняя вилка по традиции (с Телеги-3) сделана из стального П-образного крепления для бруса и болта М10. Стойка зафиксирована сваркой на трайке с возможностью демонтажа.
После первых полетов основная стойка была заменена на другую. Было добавлено смещение полуосей колес далеко назад (дуги разной длины) чтобы оси вращения колес были на уровне переднего кольца ограждения для максимальной устойчивости трайка при наземном старте и предовращения переворачивания на кольцо («черепаха»).
ТТХ:
Взлетный вес — 7350г (без GoPro)
Габариты — 640 мм (Д) Х 560 мм (Ш) Х 560мм (В)
Двигатель — DLE20cc
Пропеллер — 16х5 Pusher (самодельный)
Управление — 2х серво BlueBird BLS-3114 (33.5кг) — клеванты, 1х серво BlueBird BMS-761 (4.4кг) — газ, самодельный KillSwitch на зажигание
Фото в полете
Фото процесса создания модели в Галерее
Видео
Облет новой телеги Trike-Z вместе с новым крылом eGo Chipper XL Deluxe