«Гравицапа — это то, без чего пепелац может только так (горизонтально) летать, а с гравицапой в любую точку Вселенной — вжик! за пять секунд».
(С) Кин-Дза-Дза
Предисловие
С тех пор, когда FDev доработала возможность построения на звездной карте Elite Dangerous маршрутов по нейтронным звездам, прошло довольно много времени, но реально нейтронный маршрутчик (Neutron Router) звездной карты Elite Dangerous успешно строит путь только при наличии довольно плотного расположения нейтронных звезд для ускорения прыжков. Порой, когда требуется пролететь 1-3 тыс световых лет от Пузыря, встроенная карта предлагает только грустное путешествие из десятков или сотен однообразных прыжков.
Типичное путешествие современности — из Пузыря до места сбора материалов 4 сорта (грейда) — HIP 36601 (~2000ly от Sol), встроенная карта Elite Dangerous предлагает пройти в среднем за 32-35 прыжков при минимальном прыжке корабля в 60-63 св. года. Такое путешествие за материалами становится для многих пыткой и изнуряющей тягомотиной, хуже которой может быть только путешествие к Колонию. Однако еще с выходом Elite Dangerous 2.0 Horizons появился сторонний веб-маршрутчик, который строит путь, исходя не только из минимального прыжка корабля, но и учитывает точность приближения траектории пути к прямой линии А-Б, что порой приводит к удивительным результатам.
Данный маршрутчик использовался мной для путешествий в пределах 8Кly от Пузыря и способен в сумме с интегрированным в Elite Dangerous стать удобным и мощным инструментом для планирования путешествия. Целью данной статьи является знакомство элит-командера с данным инструментом и хитростями для улучшения эффективности построения любых маршрутов по Галактике мира Элиты.
Волшебный мир звезд
Для понимания того как лучше строить удачные и быстрые маршруты, необходимо сперва усвоить азы звездной навигации в мире Elite Dangerous . Итак, в мире элиты очень много звездных классов и всего-лишь семь из них дает возможность кораблю заправляться топливом, и два из всего множества дает возможность применять перегрузку(зарядку) прыжкового привода FSD (Frame-Shift Drive) для кратного увеличения прыжка.
Для запоминания классов звезд, которые могут быть использованы для заправки (т.н. звезды главной последовательности), используются две мнемонические аббревиатуры: советская FOMA KGB и западная OBAFGKM (Oh, Be A Fine Girl, Kiss Me). По западной аббревиатуре все классы показаны ниже:
Также среди всех классов звезд для перегрузки FSD-привода и увеличения прыжка используются два типа звезд — белые карлики (White dwarf) и нейтронные звезды (Neutron star). Белый карлик — это сколлапсировавшая в размер землеподобной планеты, звезда массы как у Солнца (Sol), а нейтронная звезда это сколлапсировавшая в 20-50 км шарик звезда с массой в несколько раз превышающая Солнце. Оба типа звезд позволяют заряжать FSD-привод и увеличивать прыжок на 50% (белый карлик) и в 4 раза (нейтронная звезда). Потому маршрутчики используют в своей работе именно нейтронные звезды, но никто не запрещает использовать ускорение от белого карлика чтобы прыгнуть подальше в Пузыре, благо белых карликов в нем достаточно много.
Подробнее по классам звезд в мире Elite Dangerous можно прочесть в Википедии
Зарядку привода FSD необходимо делать, влетая от середины «хвоста» джета в сторону его распушенного конца, стараясь удерживать в его створе корабль, скорость нужна совсем небольшая (порядка 6-10 Мм/с), чтобы не выкинуло наружу. Следует помнить, что каждая перегрузка привода FSD снижает его здоровье на процент-полтора и корабль, путешествующий по нейтронным маршрутам обязан иметь АПР (автоматический модуль ремонта). Есть много разных видео на Youtube, показывающих как следует заряжать FSD-привод в безопасном режиме, чтобы корабль не остался вдалеке от дома.
Нейтронный маршрутчик Spansh
Как только появилась возможность прыгать выше головы на нейтронных звездах и белых карликах, появились внешние сервисы связанные с eddb/edsm, позволяющие просчитывать маршруты от пункта А до пункта Б, однако не все они оказались удобными.
Маршрутчик Spansh, хоть и был как все прочие, но позволял строить нейтронный маршрут с возможностью настройки точности следования траектории прыжков к прямой А-Б. Эта настройка радикально меняет как траекторию пути, так и здорово влияет на количество прыжков. Но по-порядку…
Маршрутчик доступен по ссылке: https://www.spansh.co.uk/plotter
Интерфейс
Интерфейс сервиса довольно прост: нужно указать пункт отправки и пункт назначения и указать дальность прыжка с точностью трека к прямой.
Результат (маршрут) выдается списком нейтронных звезд и точки отправления и точки назначения. Пройденные точки маршрута можно закрывать галочками чтобы помнить какие точки были пройдены, также сразу имеется возможность выгрузки маршрута в CSV формат и сразу копировать в буфер название точки маршрута для вставки ее в карту Elite Dangerous.
Нажав кнопочку Show Route, можно посмотреть маршрут визуально на 3D-карте Галактики:
Названия систем
Вводимые названия систем берутся из EDSM, потому следует вводить начальные символы и выбирать из выпадающего списка требуемую систему.
Дальность прыжка
Дальность прыжка указывается минимальная для текущего фита корабля. Не следует указывать максимальную дальность прыжка (без топлива и груза) и промежуточные значения, так как при просчете маршрута, лучше иметь запас дальности по прыжку и тем самым в реальности избежать дополнительных допрыгов из-за того что фактическая дальность отличается от заложенной в расчет. Я рекомендую указывать прыжок на 1-2св. года меньше минимального что позволяет кораблю прыгать практически максимально точно по маршруту.
Точность маршрута
Точность маршрута радикально влияет на количество прыжков просчитанного маршрута и фактическую пройденную дальность, но далеко не всегда движение по более длинному и вертлявому пути займет больше времени чем по более прямому!
При точности близкой к 100% маршрутчик будет искать нейтронные точки прыжков, и в местности с низким содержанием нейтронных звезд в кубе (скажем 1000 св.лет) скорее всего их не найдет, чтобы удовлетворять заявленной точности, потому будет построен маршрут с простыми прыжками заявленной в настройках дальностью (будет указано количество прыжков), или если будет найдена хоть одна близкая нейтронная звезда, то будет построен маршрут с ее использованием.
Выдаваемый результат
Результат выдается в виде списка нейтронных звезд где будет происходить зарядка привода-FSD и дальний прыжок и начальная и конечная системы. При этом не отображаются промежуточные системы допрыга между нейтронными системами, так как это не задача данного маршрутчика. Он рассчитывает количество прыжков и выводит их в графе Jumps. При этом есть несколько ньюансов отображения:
- Всегда у начальной точки маршрута стоит один прыжок
- Если у пункта маршрута указан один прыжок, то это прямой прыжок между предыдущим нейтронным пунктом и следующим (нейтронное шоссе).
- Если до следующего пункта маршрута больше одного прыжка, значит будет один заряженный дальний прыжок и серия допрыгов на обычной дальности FSD- привода , чтобы достичь пункта маршрута с нейтронной звездой.
- Дальность отрезка маршрута между двумя пунктами «Distance (LY)» указывает прямую дальность между двумя точками, а не с учетом прыжка с бустом и допрыгов, так как дальность всех прыжков зависит от текущей массы корабля и чем меньше топлива в баке, тем выше дальность прыжка (а на нейтронной заправке х4) и она приближается как раз к своей максимальной величине, указанной в информации о корабле. Так, при прыжке в 63ly получается «заряженная» дальность в 252ly, и если в графе Distance указано дальность участка маршрута 448ly, то этот путь будет пройден примерно за 6 прыжков, так как маршрут не будет прямолинейным. Будет совершен 1 заряженный прыжок и 5 допрыгов со средними 45 св. лет по прямому отрезку между двумя пунктами маршрута (по проекции на нее).
Практическое применение Spansh
Влияние точности
Пример построения маршрута от ближайшей нейтронной звезды в Пузыре (Jackson’s Litehouse или просто JL) до системы фарма сырья 4 сорта (HIP 36601) показан ниже:
Как видим, указаны точность 90 и прыжок 63ly, что дало результат в 23 прыжка и использованием всего лишь двух нейтронных звезд: JL (нашей отправной точки) и единственной найденной хоть как-то удовлетворяющей условиям. Путь между ними указывается прямыми. Между промежуточной нейтронной заправкой получается один дальний и 10 допрыгов на обычной дальности и будет преодолено расстояние в 722 св. года. Второй отрезок пути будет преодолен за 12 прыжков и 849ly дистанцию с одним заряженным и 11 простых прыжков.
Подобная высокая точность совсем не гарантирует что корабль дойдет за меньшее время чем при более низкой точности, ибо в периферийных частях Галактики, нейтронные звезды довольно редки. Это только в пределах нейтронных полей на чердаке и подвале Галактики может дать меньшее число прыжков (хотя там при любой точности маршрут будет примерно одинаков).
Рассмотрим второй вариант маршрута к HIP 36601 с указанием стандартной 60% точности:
Результирующий трек получился более витиеватым, суммарный путь (по прямым) увеличился на 400св. лет, но(!) количество прыжков сократилось на 5. При этом будет использоваться 6 нейтронных звезд для увеличения прыжка и в целом небольшое количество допрыгов между ними.
Использование внутреннего маршрутчика звездной карты
Для комфорта пилота, FDev сделали встроенный маршрутчик, учитывающий нейтронные бусты, однако он строит маршруты с максимальной точностью и часто это не приводит к результату с какими-либо нейтронными бустами. Однако он становится крайне удобным средством при построении маршрута между точками основного нейтронного маршрута! Для этого, находясь в отправной (или промежуточной) точке основного нейтронного маршрута, копируем и вставляем в звездной карте следующую нейтронную систему и указываем галочками пункты «Быстрые маршруты» и «Реактивный форсаж»
На данном изображении построен промежуточный суб-маршрут между последней нейтронной звездой основного маршрута и конечным его пунктом в Jackson’s Lighthouse. Галочка реактивного форсажа просчитала точку с приемлемой дальностью ускоренного прыжка (обозначена голубым цветом) между пунктами 1 и 2 и все допрыги до конечной точки (обозначены оранжевым цветом) между остальными цифрами на рисунке.
Есть одна тонкость такого построения — для того чтобы реактивный формаж удачно применился, необходимо сперва сделать зарядку FSD-привода в джете нейтронной звезды, а затем уже строить суб-маршрут, так как маршрутчик не может заранее знать сколько будет топлива у корабля перед зарядкой FSD и какой точно дистанцией ему оперировать для просчета суб-маршрута. Потому постройкой надо заниматься после прохождения хвоста нейтронной гравицапы!
Вопрос топлива
При прокладке внешним маршрутчикам, никак не учитывается количество топлива и суммарная масса корабля, потому всегда следует указывать чуть-чуть меньшую минимальной дальности доступной кораблю. Однако внутренний маршрутчик, используемый в качестве прокладки суб-маршрута между нейтронными звездами, учитывает количество топлива в корабле и показывает где оно должно закончиться на простых перегонах (метка «топливная звезда»). Траектория суб-маршрута до точки где пора заправляться рисуется сплошной линией, а там где уже не будет топлива пунктирной. Однако всегда стоит держать в баке минимальный уровень топлива, достаточного для полного прыжка, во избежание вызова топливных крыс (заправщика Fuel Rats). Меньший запас (масса) топлива очень увеличивает значительно дальность прыжка после нейтронной зарядки (разница *4).
Для возможности совершать оптимальный прыжок с нейтронной зарядкой FSD-привода, я рекомендую следующие топливные манипуляции (расчет заправки у звезд и планирование примерных расходов топлива):
- К нейтронной звезде с одним последующим прыжком и несколькими допрыгами подходить с 1/3 — 1/2 бака (не меньше 1/4, для возможности отойти в сторону на заправку от звезды).
- К нейтронной звезде с прямым прыжком до следующей нейтронной цепочке из 3-4 увеличенных прыжков подходить с 2/3 — 3/4 бака. Такого количества (в случае если бак не уменьшен от стандартного) хватит на 3-4 дальних прыжка и дальше потребуется заправка.
- К нейтронной звезде с большим последующим количеством увеличенных прыжков (нейтронное шоссе), подходить с почти полным баком (заправиться заранее в предыдущей точке маршрута при допрыгах) и внимательно следить на нейтронном шоссе за количеством топлива, отходя иногда в сторону для дозаправки.
- Также в системах с нейтронными звездами для прыжков, могут быть нормальные звезды-компаньоны из основной последовательности, на которых можно дозаправиться. Не следует ими брезговать для сокращения паразитных прыжков.
Расширенные возможности прокладки маршрутов
Четкое следование суб-маршруту построенному между двумя нейтронными звездами, чаще всего приводит к довольно оптимальному результату по количеству допрыгов, но иногда встречаются ситуации, когда знание астрономии в его игровом варианте, помогает найти дополнительные возможности нейтронного буста и сократить себе путь на 3-4 простых прыжка.
Так уж повелось в Elite Dangerous , что точка прихода в систему ВСЕГДА расположена у самого тяжелого компонента в системе. Если будет кратная звезда состоящая из белого карлика с массой 1.2М и звезды К с массой 1.3М, то выход из гиперпрыжка будет расположен у звезды К с большей массой, так как она будет являться главной в системе.
Маршрутчики внешние и внутренний в Elite Dangerous строят путь по нейтронным звездам только тогда, когда главный компонент — это нейтронная звезда, но если такая звезда на втором/третьем месте в системе, она учтена не будет. Связано это отчасти с тем, что системы с нейтронными компонентами на вторых ролях, зачатую очень разнесены между друг другом, и до соседней нейтронной компоненты от нормальной звезды лететь приходится 10-600 тыс св. секунд, что займет много времени и проще уж прыгнуть 4 лишних раза чем лететь 5-20 минут и заряжаться у такой дальней нейтронной звезды (хотя 10 тыс я бы пролетел ради 4 сэкономленных прыжков!).
Как правило такие скрытые точки нейтронного буста присутствуют в кратных системах с центральной звездой классов OBA (причем у класса А встречается очень редко). На звездной карте такие системы в режиме реального отображения звезд (без фильтров) имеет тусклое синее свечение вокруг яркой сердцевины основного класса звезды. Если вывести информацию о такой звезде выделив ее мышкой, можно увидеть компоненты и убедиться что там есть нейтронная компонента. Имеет смысл проверить такие системы при прокладке частых маршрутов для возможности их использования в качестве буста.
Пример из жизни: обратная дорога от места сбора сырьевых материалов HIP 36601 занимает 22 прыжка:
Как видим, на последнем участке будет совершено 5 прыжков от точки Synuefe EN-Q d6-38 до конечного пункта JL, из которых 208 ly будет увеличенный прыжок и серия из 4 допрыгов. Однако если присмотреться то возле известной туристической звезды Бетельгейзе, есть тусклая звездочка класса B c нейтронным компаньоном, которая расположена вблизи с точкой суб-маршрута после увеличенного прыжка от Synuefe EN-Q d6-38. Если залететь в эту систему и посмотреть ее конфигурацию компонент, то окажется…
…что нейтронная компонента находится в короне основной звезды В-класа, т.е. буквально лететь никуда и не надо для зарядки FSD-привода! Такое соседство иногда опасно для здоровья, ибо к зарядке FSD добавляется нагрев корабля от заправки и есть риск при лавировании в джете уйти в фотосферу основной звезды, но это оправдано.
Заправка в этой системе дало уменьшение последнего участка суб-маршрута до JL на 3 прыжка (4 прыжка заменяются одним длинным), что является очень хорошим результатом и в итоге рассчитанный итоговый маршрут из 22 прыжков получился за 19.
Подобное исследование предстоящего суб-маршрута позволяет уменьшить количество прыжков и попутно позволяет находить что-то новое и интересное в таких системах, так как часто в системах с нейтронными звездами и ЧД на вторых ролях встречаются интересные планеты с биосигналами:
Заключение
Используйте нейтронные маршрутчики для сокращения своего пути, ибо интересные умственные и логические задачи при его прокладке, позволяют скрасить тягомотину дальнего пути и не дает заснуть с внезапным пробуждением в фотосфере следующего пункта маршрута.
Летайте безопасно! Свобода среди звезд!
CMDR NailMan