Глава первая
Проект телеги-2
Проект новой телеги родился сразу
после облета и смерти первой. Ее основная конструкция была взята
и скопирована с некоторыми изменениями с мегателеги коллег по
рудневскому полю:
Конечно же, строить полный аналог
было бессмысленно, потому я взял за основву основную идею для
обеспечения неубиваемости модели параплана - объемная рамная
силовая конструкция без применения дерева, и с применением только
квадратных толстостенных алюминиевых труб сечением 15х15мм.
Для ограждения я запланировал гнутые трубки 8х1мм. Причем крепление
к раме планировалось без применения сверления или расплющивания
трубки (кроме концов), дабы не создать точек концентрации напряжений
и точек разрыва при крашах (а крашей у данной модели будет не
меньше чем в модели автожира, которая у меня померла только
после 30го краша). Файл
для автокада(dwg версии 2007).
Основа конструкции - прямоугольная
рама собранная из квадратных труб. Причем верхня перекладина
является "рогами", а снизу перекладины нет, но поперечным
элементом жесткости рамы является сплошная фанерная пластина
из 6мм фанеры, на которой размещены сервы и мотор. Снизу к раме
крепится нижняя рама-плато. Непосредственно к главной раме крепятся
два длинных продольных лонжерона, а к ним две поперечных балки
по нижней стороне лонжеронов(спереди и сзади), которые являются
одновремннно и размещением осей под колеса.
Телега-2 имеет 4 колеса, для обеспечения
максимальной устойчивости на земле при взлете с колес и при
приземлении. Задняя ось больше передней за счет того что балка
где проходит ось является точкой крепления задней дуги ограждения
пропеллера, а главная рама является точкой крепления передней
дуги ограждения и одновременно точкой связки обеих дуг. Во всей
конструкции нет соединений квадратных труб под углами отличными
от 90°, что дает простую сборку компонентов. Спереди главная
рама и нижняя рама-плато соединяются косыми подкосами из дюралевого
уголка, образуя треугольники. Все материалы куплены в магазине
"ОБИ".
Немного теории
Для обеспечения наилучшей устойчивости
телеги в полете, необходимо иметь два условия:
Положение центра тяжести(ЦТ) в проекции
по вертикали должно проходить по точкам крепления свободных
концов
Положение точек крепления свободных концов должно быть максимально
близко к оси вектора тяги, проходящего через ось двигателя
Иллюстрация ниже показывает эти
два условия:
Если ЦТ телеги будет впереди точки
крепления свободных концов (передняя цетнровка), то телега будет
лететь носом вниз и вектор тяги будет направлен вниз, нагружая
и толкая модель вниз. Если ЦТ будет позади точки крепления свободных
концов (задняя центровка), то телега будет лететь опустив зад,
и вектор тяги будет направлен вверх толкая телегу вверх постоянно
разгружая силовые стропы. Оба случая нежелательны, особенно
второй, потому как это дестабилизирует полет и требует вмешательств
в пилотирование или настройки сложных микшеров. Идеально когда
модель летит с вектором тяги точно вдоль вектора движения (нормальная
центровка), то есть с ЦТ телеги по точками подвеса.
Здесь и примешивается второй описанный
фактор - положение точки подвеса (крепления свободных концов)
к вектору тяги. Вообще телега при наличии дестабилизирующих
моментов (наличия плеча между ЦТ телеги и вектором тяги) должна
поворачиваться вокруг ЦТ. Но! у нас связь крыло-телега не жесткая
как в самолете, а на мягких петлях свободных концов, да и крыло
подвешено на громадном "пилоне"(стропах), потому вращение
будет не вокруг ЦТ, а в некоторой средней точке между точкой
подвеса и ЦТ.
В данном случае, показанном на
иллюстрации выше (правый рисунок), чем больше плечо между точкой
подвеса и вектором тяги - тем выше момент толкающий телегу носом
вверх. Реальная точка вращения будет выше вектора тяги. Если
плечо маленькое(левый рисунок), то точка вращения телеги будет
почти на векторе тяги.
Глава вторая
Практическая работа
К сожалению процесс постройки
второй телеги подробно не освещался, потому фотографии несут
почти законченный характер. Однако в процессе создания и освещения
фотоматериалами были изменения в телеге, давшие понимание построения
ПРАВИЛЬНОЙ телеги с описанными выше фиизическими выкладками.
Первоначально я сделал телегу
с высоким расположением подвеса, как на правом рисунке на илюстрации
выше.
Вся рама скрепляется винтами М4,
а несиловые элементы и фанерные детали на винтики М3. Гайки
везде с пластиковыми вставками.
Карабины были куплены на строительном
рынке из тех что для всяких цепей, тросов и прочих строительных
веревочно-тросовых конструкций. Они имеют поворачиваемый внутрь
пружинистый язык и резьбовой фиксатор что очень было кстати.
Дуги крепятся к конструкциям алюминиевыми
хомутиками сделанными из полос ограждения, которые остались
от первой телеги.
Точки подвеса в первом варианте
были "высокие" и передняя дуга крепилась к штанге
хомутами наружу. Винт крепления был заодно и с осью для карабинчика.
В последствии когда я опустил штангу до упора вниз (вплотную
к фанерине моторамы), я развернул наоборот хомуты (креплением
внутрь) ничего не поменяв в конструкции.
Дуги выгнуты из 8мм трубок с 1мм
стенкой с предварительной набивкой пищевой содой. Сода потом
вытравливалась уксусом. Передняя дуга сплющена с концов и прикручена
винтами к нижней раме к продольным балкам, а задняя дуга прикручена
к поперечной задней осевой балке (внутрь с конца трубки забит
мебельный буковый штифт 6мм).
Приемник расположился между сервами,
а бортовая батарея на задней перекладине рамы-плато для обеспечения
необходимой центровки. Для обеспечения защиты от влаги и мусора
был сшит кожух на липучках из авиационного брезента.
Оси колес цельные - каленые прутки
4мм пропущенные через обе поперечные балки. На выходы из квадратных
труб, были вырезаны из красного бука бобышки с просверленными
отверстиями, через которые пропущены прутки. Бобышки вклеены
на циакрине.
Верхняя центральная междужная
стойка завязана также и на раму телеги, чтобы дуги не имели
возможности параллельгого смещения вбок при падениях.
Линки на качалках машинок - шаровые
с вкрученными кусками винта М3 с просверленным отверстием и
вставленным колечком какое я привязывал на стропах клевант.
На пути следования нитки клевант организованы проволочные направляющие
колечки чтобы нитка шла максимально вдоль свободных концов и
приходила точно к качалке машинки в верхнем положении.
Вес телеги получился 1700г во
взлетном состоянии. Вес всего параплана с крылом 1920г.
Полная галерея телеги-2 доступна
по этой
ссылке.
Следующая часть статьи описывает
полетные испытания второй телеги и обоих крыльев после их перестроповки
и модернизации.