Глава первая
Проект перестроповки
Проект строповки
второго крыла я решил сделать с целью получения крыла с совершенно
другими летными характеристиками. Основная задача: изменить
форму арки купола избавив ее от "ушастости" (загнутых
к низу ушей) и обеспечить арке форму близкую к сектору окружности.
Это изменение должно дать более маневренное крыло и на 6 дм2
большую площадь проекции что повлияет на нагрузку на крыло.
Также я захотел изменить точку схождения несущих строп с 33%
в точку 60%, так как сделано у больших парапланов. Это даст
при изменении угла атаки при настройке свободных концов, перемещение
точки схождения в область 27-34% хорды центральной нервюры,
а не как на первом крыле - в 5-10%. Высоту строп я решил не
менять.
Центр давления
(ЦД) и центр тяжести(ЦТ) у парапланерного профиля на крыле ХК
расположены примерно в районе 25-33%. При угле атаки (АоА) в
-7-8° даст одинаково положение точек схода строп и ЦД/ЦТ. А
так как положение центра тяжести модели(считай только телеги)
и точек схода строп должны совпадать (подробнее в следующей
части статьи), то положение ЦТ телеги будет максимально близко
к ЦД/ЦТ крыла и сила давления массы телеги будет направлена
равномерно по всем четырем рядам строп. На первой схеме строповки
крыла эта сила давления массы телеги была смещена вперед от
ЦД, потому как точка сходимости строп была в 33% хорды центра
крыла, и при выставлении угла атаки в -7-8° на высоте строп
в 1300мм, точка схода уходит вперед примерно на 25% и появляется
момент силы (сила давления на стропы помноженное на плечо между
этой точкой и ЦТ крыоа, который стремится завалить переднюю
кромку вниз. Иллюстрация ниже (показаны положения точек схода
строп после выставления АоА до -7° на обоих крыльях):
По сути это (положение
точки сходимости строп) является методом стабилизации крыла.
что подтверждается на практике(подробнее в шестой части статьи).
Новое крыло должно
теперь иметь такой вид:
И для сравнения
на первом крыле:
Вторую арку крыла
одобрил мой коллега моделист летающий на больших парапланах.
Для перестроповки я купил плетеный шнур Pontoon
21 Exteer толщиной 0.52мм. Увы но Dyneema теперь более
не продается в ближайшем ко мне рыболовном магазине :-(
Стоимость этой плетенки несколько выше(на 300р), но увы
ничего более приемлемого не нашлось.
Схема управляющих
строп осталась такая же как и на первом крыле. Только немного
поменялись пропорции из-за смещения точки схождения строп в
свободных концах.
Готовые файлы
для SurfPlan с силовой строповкой и клевантной в этом файле.
В данной части статьи будет показан процесс (точнее то что изменилось
по сравнению с первым крылом в начале статьи) стропования только
силовых строп, так как управляющие стропы никаких изменений
не потерпели и процесс аналогичен тому как описывалось во второй
части статьи.
Новая схема строповки
силовых строп трехуровневая с подкупольными двойками первого
уровня, двойками на втором уровне и тройкой на третьем. Нервюры
Rib10-11 имеют только 2 уровня. Данная схема уменьшает количесто
длинных линий к свободным концам что снижает парусность стропной
системы, а также предполагает более простую регулировку натяжений
двоек и спаренных двоек (что оправдалось лишь частично).
Строповка первых
двух уровней
Стропование данного
варианта крыла очень похоже на стропование клевант на первом
крыле (ну и на этом крыле тоже). Главным отличием в процессе
является то, что сначала развязываются первый и второй уровни
"по-быстрому", а потом привязываются третий уровень
строп, которые уже привязаны к колечкам свободных концов. ВСЕ
узлы при развязке всех уровней не фиксируются, дабы иметь возможность
индивидуальных регулировок (это важно!).
Все стропы отмеряются
с припуском 140мм(по 70мм с каждой стороны). Середины я не заламывал,
только по краям делал заломы и сразу привязывал к петелькам
как описано в первой части данной статьи.
Для удобства вязания
я скрепил крыло прищепкой за уши нижней стороной наружу:
Отрезал сначала
одну нитку пары строп с припусками, потом сразу по ней отмерял
и отрезал вторую и привязывал сразу и с правой и с левой консоли
крыла. Так процесс развязывания длился в несколько раз быстрей.
Фото с развязанным
первым уровнем на обоих консолях крыла через час после начала
работы:
Второй уровень
вязался еще проще - выбленочными узлами привязывалась также
заранее отмеренная нитка с припуском и заломами по краям примерно
посередине каждой пары. Этот процесс занял меньше времени, так
как и операций меньше существенно. Перелома по середине нитки
на стропах второго уровня также не делалось.
Самые внутренние
двойки как мы помним не имеют третьего уровня и сразу тянутся
к колечкам свободных концов. Потому на стадии развязки второго
уровня стром мы эти двойки не трогаем.
Строповка третьего
уровня
Третий уровень
самый важный, так как после этого этапа нужно будет вывешивать
крыло и начинать настройку всех строп. Сначала я привязал нитку
отмеренной заранее стропы с припуском(сразу отмеряются 2 стропы
для правой и левой консоли крыла) к колечку свободного конца,
а потом к соответствующей нитке второго уровня примерно посередине.
На этом этапе обязательно необходимо проверять
правильность укладки строп по рядам, чтобы ничего не перепуталось!
Подвязка у колечка с одним контр-узлом(обычным). Выбленочный
узел самозатягивается, потому не уходит, но при его завязке
на гладком колечке очень вероятно что узел даст изменение длины
стропы. Впоследствии мне пришлось при регулировке длин подтягивать
восемь строп третьего уровня.
Строповка ушей
Как видно из проекта
строповки нового крыла - уши на схеме не обозначены нитками
строп. Вся строповка начинается с Rib2. Я решил не вносить сумятицу
с нитками ушей(Rib1), так как там 3 петельки, а не 5 как на
Rib2. Я решил сразу сделать такую же строповку уха как и на
родной строповке ХоббиКинга или как на больших парапланах. Связать
тройку в одну нитку и дотянуть ее до свободных концов напрямую.
Я это делал уже после настройки всей арки купола крыла. Нитка
стропы имеет привязанное колечко в 200мм от свободного конца,
для возможного подключения управляющей "ушной" стропы.
Я сразу сделал это на будущее, если вдруг захочется управлять
ушами в полете. Управление такое же как и на клевантах описанном
во второй части статьи.
Глава вторая
Настройка арки
крыла
Это самый неоднозначный
момент в данной схеме строповки, так как в первом крыле при
настройке было 3 степени свободы(точек где можно регулировать),
в новой схеме их 9 для одного дерева строп! Однако новая арка
более "плоская" по сравнению с аркой первого крыла,
потому выправление длин строп казалось мне более простой задачей
(как бы не так!).
Крыло вывешивается
на люстре на палке с базой 225мм между крепежными петлями свободных
концов. Необходимо чтобы палка была строго горизонтальна (я
использовал уровень). Палка в обязательном порядке стяжками
фиксируется на люстре, так как дальше будет много раз руками
расправляться купол крыла и без фиксации крыло будет сползать
все время.
Далее свободновисящая
кривая гармошка купола расправляется руками с выпрямлением карманов
секций с помощью палки. Крыло сразу не будет иметь форму арки,
будет вообще что угодно но не требуемая арка. Потому не стоит
отчаиваться! Регулировка начинается с тех строп, которые находятся
ближе к центру крыла.
Для правильной
натяжки двоек и связок двоек нужно нагрузить крыло как делалось
это в первой части статьи. Но для центральной части я нагружал
более длинными продольными палками так как арка в центре более
плоская.
Далее при настройке
двух двоек, это зона нагружалась продольно тремя кусками шпильки.
Процесс натяжки
заключается в том что сначала выравнивается натяжение второго
уровня строп передвижением узелка нитки третьего уровня на нитке
второго уровня, а дальше тоже самое повторяется на первом уровне
выравнивая натяжения на двойках. Сначала все двигается грубо
чтобы форма арки начала скругляться хотя бы примерно, то есть
грубо расправляются все узлы на крыле, а потом уже подстраиваются
отдельные группы.
Далее я начал
уже более точно выравнивать по второму разу, при этом я сначала
выровнял ряд А, а для последующих рядов я подвижками узелков,
добивался чтобы узлы все были на одной поперечной линии(как
это и должно в принципе быть).
Натянутость дерева
строп делается также как и на клевантных стропах - потягивание
за стропу третьего уровня на дереве должно вызывать равнонатянутое
движение всех строп дерева, если где то нитка в двойке первого
или второго уровня натягивается первей, узелок смещается в другую
сторону в этом соединении. Смещение узелка может быть при этом
совсем микроскописеским, а изменение положение разветвления
по сравнению с другими рядами значительное, лучше добиваться
того чтобы все разветвления были на одном уровне во всех четырех
рядах. При этом нудно учитывать что смещение узелка вызывает
укорачивание и удлинение строп уровня и опускание и подъем поверхности
купола крыла. Нужно обязательно расправлять с смотреть на форму
арки, чтобы не было явных опусканий, изломов или горбов, особенно
в середине.
Еще одна проблема
при настройке стропной системы - это та самая проблема ухода
длины нитки при привязки к колечку свободного конца. Если скажем
в поперечном блоке деревьев по нервюрам Rib6-9 в середине провисает
ряд C, тогда как А, В и D натянуты все, то возожно это "просажена"
длина нитки третьего уровня или может быть неверно подогнан
узелок на втором уровне. Следует подвигать узелок на втором
уровне в первую очередь и подергать за нитку третьего уровня,
убеждаясь что провис "глобальный", а не местный, и
тогда следует развязать контр-узелок у колечка свободного конца
на данной нитке третьего уровня и слегка подтянуть стропу достигая
натянутости всех четырех рядов в блоке.
На настройку арки
у меня ушло полтора вечера, и то я допустил небольшую ошибку
в правой консоли. Арка слева вышла правильная - скругленная,
а вот справа получился своеобразный "излом" дуги с
более прямолинейной частью, которая загибается к уху от центроплана.
Во время полетов он был явно виден. Он будет исправлен перед
следующими полетами с помощью локальной подтяжки ниток строп.
Настройка угла
атаки
Угол атаки для
этого крыла я сделал примерно -7°. Подвязка концов для этого
угла показана на фото ниже:
В такой настройке
угла атаки, взлет происходит с полностью отпущенными клевантами,
с постоянным контролем по "высоте". Крыло хорошо планирует.
Описание поведения крыла в полете будет дано в заключительной
части статьи, так как там будет показано все выявленные недостатки
и плюсы обоих схем стропления крыла HobbyKing и то как они влияют
на конечный полет.
Следующая часть
будет повествовать изготовлению второй версии неубиваемой Телеги-2.