|
В предыдущей
статье было рассказано о построении модели параплана (моторизованного)
на базе китайского крыла HobbyKing 2.15m. Однако с тех пор прошло
немало времени и мои предпочтения и изыскания пошли дальше,
родив новый аппарат с новыми возможностями и почти идеальной
для меня конструкцией. Речь в данной стаье пойдет об аспектах
настройки крыла и телеги, которые я освоил на новом аппарате.
Все выкладки рассказанные в данной статье применимы и к другим
крыльям и телегам с оглядкой на отличия в конструкциях.
Отходя немного
в сторону от темы статьи - я решил также осваивать и взрослый
параплан 1:1, купив все снаряжение и начав обучение в парашколе.
Мои успехи как с большим парапланом, так и с маленьким запротоколированы
здесь.
Начну я с того,
что полностью после экзекуций с крылом НК, я изменил концепцию
построения новой модели. Была взята прежняя телега из проекта
с крылом НК, но основательно доработанная и доведенная до состояния
"идеал". Реализована полная неубиваемость аппарата
при падениях с любых высот ниже 50м. Проверено на практике.
Базой для нового аппарата стало
новое крыло. При создании прежней телеги было принято в рассчет
неверное утверждение по массе телеги в ~2 кг для НК крыла.
Данное утверждение показало на практике свою несостоянельность
- аппарат летал очень быстро, был на грани как фронтального
срыва, так и заднего свала. Крыло было чрезмерно перегружено.
Кроме того относительная пропорция диаметра ограждения (винта)
к размерам крыла были также в сторону мелковатости крыла к
телеге. Потому была выведена эмпирически следующая формула
для моделей парапланов:
Pт(кг) = Sкр(м2)
Где, Рт - вес
телеги или модельки пилота в килограммах, Sкр - реальная площадь(плоская)
крыла в метрах квадратных. Другими словами для метровой площади
крыла(как раз НК крыло) потребна максимум 1кг телега/пилот.
Диапазон весов:
0.75*Sкр < Pт < 1.2*Sкр.
Также была установлена
пропорция потребного крыла(площади и размерности) для новой
телеги. Было решено утяжелить весь аппарат в целом до ~3-3.5кг
и подобрать такое крыло чтобы оно было с такой же визуальной
пропорцией как у настоящего параплана с парамотором.
Используя Автокад
я сделал масштабные вычисления(используюя фото реального парамотора
на взлете, заснятого строго сзади) и получил соотношения для крыла
и диаметра ограждения винта:
Lпроекц = Dо.винта * 7.3
Hст.сис. = Dо.винта * 6
Где, Lпроекц -
проекционный размах крыла(размах арки спроецированной на плоскость),
Hст.сис. - это высота стропной системы, т.е. расстояние между
центром круга ограждения(центром винта) и нижней поверхностью
купола крыла.
Неучтенная здесь
переменная - арочность, не будет учитываться и далее, но будет
влиять на выбор конечного купола для аппарата.
Правило работающее в модельной авиации: больше
размер крыла - лучше летит оправдывается и в моделях парапланов.
1м2 крыло от ХоббиКинга требовало для уверенного "стояния"
при удерживании в руках концов порядочного движения или ветра(или
того и другого вместе), а крыло 3м2 уже при ветре 2м/с держится
уверено само и чувствуется воздушным.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
Материальная часть
Исходя из данных моей телеги,
был определен размах потребного крыла - ~3м2, вес телеги с
новым мотором, регулятором и батареей ~2.75кг. Учитывая что
3м2, 4м2, 5 и 6м2- это классы крыла, а не реальная площадь(реальная
на 7-8% меньше за счет формы), то эмпирически выведенная формула
будет соблюдаться.
Конечно же можно сшить купол
самому, но это потребует гораздо больших знаний и еще больших
умений, потому единственным источником подходящего купола
для моих целей я избрал аукцион Ebay и направление Кайтов.
Кайт - это воздушный змей сделанный либо аирфойлом(как параплан)
или балонником (с надувной передней кромкой-сосиской). Последние
не годятся для моделей совершенно, потому в поиске учавствовали
аирфойлы разных производителей и ценовых групп. Основные характеристики
требуемые от кайта - наличие явной рядности стропной системы,
полный набор петель по всем нервюрам и подходящая форма купола.
Квадратные и дешевые фойлы были отвергнуты сразу как негодные
ни по форме, ни по рядности и заполненности купола петлями
для строп. Поиски я остановил на крыле Cirrus
PRO 3m2 power kite.
Кайт выдающийся тем что имеет:
-
полную трехрядную
схему строповки
-
заборные окна почти
по всему размаху, которые вдобавок забраны сеткой для предовращения
замусоривания секций крыла
-
прошитая и ровная
передняя кромка
-
прошитая и укрепленная
задняя кромка
-
полный набор строп
парапланерного типа
-
приемлемая форма
купола и удлинение крыла
-
20 секций, а не
8-12 как у более дешевых кайтов
-
нормальный, не очень
толстый профиль крыла, который имеет аэродинамическую форму
передней кромки, а не срубы как на более дешевых моделях кайтов.
Стоимость с
учетом доставки(~185$) полностью оправдывает качество крыла
и удобство работы с ним как при перестроповке, так и при настройке
и эксплуатации(продуманы даже ушки для привязывания свободных
концов при транспортировке.
Изначально я перестроповал его
же комплектными стропами (на нижнем ярусе и длинными стропами,
которые идут на катушке) в параплан. Поменял местами нижние
нитки с переднего ряда на задний и средний ряд сделал из центральных
силовых строп (плетеные) из катушки.
Конструкторское
решение производителя кайта по связыванию строп меня очень удовлетворило
своей простотой и возможностями по регулировке любой стропы
в очень широком диапазоне. Регулировать любую стропу можно хоть
не уходя с места взлета или продувки.
Свободные концы я решил сразу
сделать по типу настоящих парапланерных:
Материал - крепежная лента "Муравей"
из автомагазина. Мольи и кольца - электрод 2мм. Пряжки - стеклотектстолит
1.5мм. Шилось все на электрической швейной машинке.
Я сразу заложился на следующие
возможности для будущего аппарата:
-
наличие нормальной
триммерной системы для цивилизованного регулирования угла
атаки на земле
-
наличие акселератора
для получения возможности ускорять крыло или же эффективней
пробиваться через ветер
-
полностью рабочая
схема зависимых свободных концов для второго ряда
-
штатная петля крепления
задней управляющей стропы в районе главной петли
Получившиеся свободные концы
показали свое удобство неоднократно в процессе отстройки аппарата
и тестовых полетов. Выполнение жесткой акробатики с высокими
перегрузками никак не сказалось на швах и мольях.
В последующем меня не устроила
полукруглая арка кайта после перестроповки в параплан, так
же как и недостаточная высота стропной системы (маленький
маятник выходил) - в полете аппарат сильно раскачивался по
крену.
Потому то я
переделал строповку, удлинив нижний ярус ~120мм, и изменив радикально
форму арки, взяв за основу арку 1:1 крыла Dudek Action(преобразования
и перерассчет длин был проведен в автокаде с помощьью накладки
фотографий).
Весь нижний ярус строп я заменил
на настоящие парапланерные стропы Technora, которые несложно
купить у продавцов парапланов или в парамагазине. Стоимость
50м катушки 1.2мм стропы(такие же шли и на моем кайте, только
1.5мм диаметром) вышла в 1300р.
Телега в ходе реализации второй
инкарнации параплана претерпела очень много изменений и в
конечном итоге получила следующие параметры:
-
-
-
-
-
2х высоковольтные
китайские сервы усилием 31кг/см на клеванты
-
1х высоковольтная
китайская серва усилием 25кг/см на акселератор
-
отдельный борт 2s
A123(как и был изначально)
-
сетчатая защита
винта на ограждении
-
Новое крыло потребовало также
и изменения системы управления. Амплитуда хода клевант в 90-100мм
стало недостаточной для маневренности и сопротивления крутящему
моменту винта, потому я реализовал блочный привод клевант
с почти полуторным итоговым ходом конца клевантной стропы(140мм).
Такая блочная система потребовала новых
серв с очень большим усилием, к тому же сразу на высокий вольтаж
борта(6.6-7В). Плечи качалок клеват 50мм, и плечо качалки акселератора
45мм дают достаточные концевые усилия чтобы не срубать редуктор
серв и держат усилия возникающих на задней кромке крыла.
Итоговый вид аппарата:
|
|