Мастерская NailMan'a
eGo Paramodels Wings
Вы попали в виртуальную мастерскую дядьки NailMan'a
Вы находитесь в:
Статья 7. Покорение моделей парапланов (практика, настройка, управление)
ГЛАВНОЕ МЕНЮ
Перейти на главную страницу
eGo Paramodels Workshop
hangar
Качалка
Перейти в  Статьи
Перейти в FTP-Архив
Перейти в блог
Перейти на страницу, посвещенную мне
Галерея
Видеоматериалы
Demotivators
СЧЕТЧИКИ

 

 

ПРОЛОГ

 

В предыдущей статье было рассказано о построении модели параплана (моторизованного) на базе китайского крыла HobbyKing 2.15m. Однако с тех пор прошло немало времени и мои предпочтения и изыскания пошли дальше, родив новый аппарат с новыми возможностями и почти идеальной для меня конструкцией. Речь в данной стаье пойдет об аспектах настройки крыла и телеги, которые я освоил на новом аппарате. Все выкладки рассказанные в данной статье применимы и к другим крыльям и телегам с оглядкой на отличия в конструкциях.

 

Отходя немного в сторону от темы статьи - я решил также осваивать и взрослый параплан 1:1, купив все снаряжение и начав обучение в парашколе. Мои успехи как с большим парапланом, так и с маленьким запротоколированы здесь.
Начну я с того, что полностью после экзекуций с крылом НК, я изменил концепцию построения новой модели. Была взята прежняя телега из проекта с крылом НК, но основательно доработанная и доведенная до состояния "идеал". Реализована полная неубиваемость аппарата при падениях с любых высот ниже 50м. Проверено на практике.

Базой для нового аппарата стало новое крыло. При создании прежней телеги было принято в рассчет неверное утверждение по массе телеги в ~2 кг для НК крыла. Данное утверждение показало на практике свою несостоянельность - аппарат летал очень быстро, был на грани как фронтального срыва, так и заднего свала. Крыло было чрезмерно перегружено. Кроме того относительная пропорция диаметра ограждения (винта) к размерам крыла были также в сторону мелковатости крыла к телеге. Потому была выведена эмпирически следующая формула для моделей парапланов:

Pт(кг) = Sкр(м2)
Где, Рт - вес телеги или модельки пилота в килограммах, Sкр - реальная площадь(плоская) крыла в метрах квадратных. Другими словами для метровой площади крыла(как раз НК крыло) потребна максимум 1кг телега/пилот. Диапазон весов:

0.75*Sкр < Pт < 1.2*Sкр.

Также была установлена пропорция потребного крыла(площади и размерности) для новой телеги. Было решено утяжелить весь аппарат в целом до ~3-3.5кг и подобрать такое крыло чтобы оно было с такой же визуальной пропорцией как у настоящего параплана с парамотором.

Используя Автокад я сделал масштабные вычисления(используюя фото реального парамотора на взлете, заснятого строго сзади) и получил соотношения для крыла и диаметра ограждения винта:

Lпроекц = Dо.винта * 7.3

Hст.сис. = Dо.винта * 6

Где, Lпроекц - проекционный размах крыла(размах арки спроецированной на плоскость), Hст.сис. - это высота стропной системы, т.е. расстояние между центром круга ограждения(центром винта) и нижней поверхностью купола крыла.

Неучтенная здесь переменная - арочность, не будет учитываться и далее, но будет влиять на выбор конечного купола для аппарата.
Правило работающее в модельной авиации: больше размер крыла - лучше летит оправдывается и в моделях парапланов. 1м2 крыло от ХоббиКинга требовало для уверенного "стояния" при удерживании в руках концов порядочного движения или ветра(или того и другого вместе), а крыло 3м2 уже при ветре 2м/с держится уверено само и чувствуется воздушным.

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Материальная часть

КРЫЛО

Исходя из данных моей телеги, был определен размах потребного крыла - ~3м2, вес телеги с новым мотором, регулятором и батареей ~2.75кг. Учитывая что 3м2, 4м2, 5 и 6м2- это классы крыла, а не реальная площадь(реальная на 7-8% меньше за счет формы), то эмпирически выведенная формула будет соблюдаться.

Конечно же можно сшить купол самому, но это потребует гораздо больших знаний и еще больших умений, потому единственным источником подходящего купола для моих целей я избрал аукцион Ebay и направление Кайтов. Кайт - это воздушный змей сделанный либо аирфойлом(как параплан) или балонником (с надувной передней кромкой-сосиской). Последние не годятся для моделей совершенно, потому в поиске учавствовали аирфойлы разных производителей и ценовых групп. Основные характеристики требуемые от кайта - наличие явной рядности стропной системы, полный набор петель по всем нервюрам и подходящая форма купола. Квадратные и дешевые фойлы были отвергнуты сразу как негодные ни по форме, ни по рядности и заполненности купола петлями для строп. Поиски я остановил на крыле Cirrus PRO 3m2 power kite.

 

 

Кайт выдающийся тем что имеет:

  • полную трехрядную схему строповки
  • заборные окна почти по всему размаху, которые вдобавок забраны сеткой для предовращения замусоривания секций крыла
  • прошитая и ровная передняя кромка
  • прошитая и укрепленная задняя кромка
  • полный набор строп парапланерного типа
  • приемлемая форма купола и удлинение крыла
  • 20 секций, а не 8-12 как у более дешевых кайтов
  • нормальный, не очень толстый профиль крыла, который имеет аэродинамическую форму передней кромки, а не срубы как на более дешевых моделях кайтов.
Стоимость с учетом доставки(~185$) полностью оправдывает качество крыла и удобство работы с ним как при перестроповке, так и при настройке и эксплуатации(продуманы даже ушки для привязывания свободных концов при транспортировке.

Изначально я перестроповал его же комплектными стропами (на нижнем ярусе и длинными стропами, которые идут на катушке) в параплан. Поменял местами нижние нитки с переднего ряда на задний и средний ряд сделал из центральных силовых строп (плетеные) из катушки.

Конструкторское решение производителя кайта по связыванию строп меня очень удовлетворило своей простотой и возможностями по регулировке любой стропы в очень широком диапазоне. Регулировать любую стропу можно хоть не уходя с места взлета или продувки.

Свободные концы я решил сразу сделать по типу настоящих парапланерных:

 

 

Материал - крепежная лента "Муравей" из автомагазина. Мольи и кольца - электрод 2мм. Пряжки - стеклотектстолит 1.5мм. Шилось все на электрической швейной машинке.

Я сразу заложился на следующие возможности для будущего аппарата:

  • наличие нормальной триммерной системы для цивилизованного регулирования угла атаки на земле
  • наличие акселератора для получения возможности ускорять крыло или же эффективней пробиваться через ветер
  • полностью рабочая схема зависимых свободных концов для второго ряда
  • штатная петля крепления задней управляющей стропы в районе главной петли

Получившиеся свободные концы показали свое удобство неоднократно в процессе отстройки аппарата и тестовых полетов. Выполнение жесткой акробатики с высокими перегрузками никак не сказалось на швах и мольях.

В последующем меня не устроила полукруглая арка кайта после перестроповки в параплан, так же как и недостаточная высота стропной системы (маленький маятник выходил) - в полете аппарат сильно раскачивался по крену.

 

Потому то я переделал строповку, удлинив нижний ярус ~120мм, и изменив радикально форму арки, взяв за основу арку 1:1 крыла Dudek Action(преобразования и перерассчет длин был проведен в автокаде с помощьью накладки фотографий).

 

Весь нижний ярус строп я заменил на настоящие парапланерные стропы Technora, которые несложно купить у продавцов парапланов или в парамагазине. Стоимость 50м катушки 1.2мм стропы(такие же шли и на моем кайте, только 1.5мм диаметром) вышла в 1300р.

ТЕЛЕГА

 

Телега в ходе реализации второй инкарнации параплана претерпела очень много изменений и в конечном итоге получила следующие параметры:

  • вес 2750г (взлетный)
  • аккумулятор - 5s 5000mah
  • мотор Aeolian 4250-800
  • винт АРС 12.25х3.75
  • 2х высоковольтные китайские сервы усилием 31кг/см на клеванты
  • 1х высоковольтная китайская серва усилием 25кг/см на акселератор
  • отдельный борт 2s A123(как и был изначально)
  • сетчатая защита винта на ограждении

 

Новое крыло потребовало также и изменения системы управления. Амплитуда хода клевант в 90-100мм стало недостаточной для маневренности и сопротивления крутящему моменту винта, потому я реализовал блочный привод клевант с почти полуторным итоговым ходом конца клевантной стропы(140мм).

 

 

Такая блочная система потребовала новых серв с очень большим усилием, к тому же сразу на высокий вольтаж борта(6.6-7В). Плечи качалок клеват 50мм, и плечо качалки акселератора 45мм дают достаточные концевые усилия чтобы не срубать редуктор серв и держат усилия возникающих на задней кромке крыла.

Итоговый вид аппарата:

 

 

DиZайN by Я © 2014 г н. э.